Чудеса Хужа Илм Кони


Так,  в  2013  году  постановлением  Кабинета  Министров  была  принята  Программа  развития  сферы  туризма  в  Кашкадарьинской  области  на  2013-2015 гг.  Программой,  в  частности,  предусматривается  сохранение  и  реставрация  исторических  архитектурных  ансамблей,  памятников  зодчества  и  историко-культурных строений.  В  настоящее  время  в  Кашкадарье   проводятся  крупномасштабные  работы  по  восстановлению  и  реконструкции   бесценных   историко-культурных  сооружений   и  архитектурных  памятников,   что  прежде  всего  является  заботой  о  будущем  поколении.  В  Китабском  районе  есть  село  Хужа  Илм  Кони,  известное  своими  историческими  памятниками,  многовековыми  чинарами,  подземными  каналами.  Село  находится  в  девяти  километрах  восточнее  города  Китаб.  История  села  уходит  в  далёкое  прошлое.   Ещё  в  ХIV-XVII  веках  здесь  процветали  культура,  наука  и  просвещение.  По  утверждению  историков, в  этот  период  Хужа  Илм  Кони  представляло  собой  своего  рода   академию,  объединившую  признанных  мудрецов.  В  исторических  рукописях,  например  в  книге  «Тухфатул   зойирин»,  это  село  упоминается  как   один  из  суфийских  центров.  На  пути  из  Китаба  в  село, издалека  бросается  в  глаза   исторический  памятник -  Хонакох (Суфийская  обитель).  Когда-то  здесь  было  построено  5  мечетей,  медресе,  43  кельи  и  хонакох.  Всё  это  входило  в  состав   мемориального  комплекса  Хужа  Илм  Кони (одного  из  крупнейших  древних  памятников  Средней  Азии).  Однако,  часть  этого  уникального  исторического  наследия  была  разрушена  в  1935-40  годах,  а  остальная  часть  в  1965-70  годах.  До  наших  дней  сохранился  только  Хонакох.  Во  времена  исламского  ренессанса  было  принято  строить  обители ( хонакох) для  дервишей,  странников.  Строение  состояло  из  большого  зала  для  молитв  и  прилегающих  к  нему  келий.    Хонакох   в  длину  составляет  24  метра,  а  в  ширину- 20,2  метра.  В  четырёх  углах   расположены  стелы  в  форме  цилиндра.  Размер  зала  равен  12,8х11,8 метрам. Верх  представляет  собой  купол, к  которому  ведут  три  специальные  лестницы.  В  зал  можно  войти   с  трёх  сторон  через  отделанные  орнаментом  двери.  Перед  куполом  расположены  две  гробницы. Они  принадлежат   известному  последователю  учения  накшбандия  (одно  из  направлений  суфизма)  Хожа  Имконагий  и  его  сыну.   Площадка  вокруг  гробниц   устлана  мрамором, а  надгробные  камни  украшены  красивой  и  изящной  резьбой. Своеобразный  почерк  арабских  письмен,  местонахождение  в  мемориально-архитектурном  комплексе  увеличивают  духовную  силу  памятника  и  восприятия  почитателей  культа  святых.  Эпитафии  на  надгробном  камне   отца  и  сына  свидетельствуют   об  их  выдающихся  личных  качествах . Хожа  Имкоганий  был  высоконравственным  человеком  своего  времени,  следовавший   социально-этическим   принципам  учения  накшбандия  и  нёсший  их  в  народ.  Этика  учения  накшбандия  направлена  на  обеспечение  гармоничного  совместного  совершенствования  у  человека  всех  необходимых  положительных  качеств  и  ценностей,  которые  способствуют  человеку  стать  добродетельным  и  справедливым.  Такие  этические  принципы  как  очищение  души,  сердца  и  разума,  приобретение  полезных  знаний,  профессий,  добродетельность,  справедливость  и  сегодня  имеют  актуальное  значение  для  духовно- нравственного  воспитания   юного  и молодого  поколения.   Все  эти  принципы   навеяны  духом  гуманизма  и  человеколюбия,  поэтому  всегда  служили  и  служат  мощным  идеологическим  средством  борьбы  против  фанатизма,  отшельничества  и  самоизоляции.   Они  призывают   к  активному  участию  в  социальных  процессах,  к  борьбе  против  несправедливости  и  гнёта.  Они  требуют  от  человека  содействия  и  участия  в  строительстве  справедливого  общества.  Хожа  Имкоганий  прожил  90  лет.  Годы  его  жизни  приходятся  на  1510-1600  годы.

       Ещё  одной  достопримечательностью  села  является  чинара,  возраст  которой  по  подсчётам  специалистов  более  1000  лет.  На  теле  дерева   в  протяжении  веков  появилось  огромное  дупло.  В  этом  дупле  могут  разместиться  до  40  человек,  а  ствол  еле  обхватывают  20  человек.   Жители  села  пьют  воду  из  прозрачного  родника,  пробивающегося  из-под  камней.  Родник  притекает  в село  с  расстояния  1,5  км.  Вода  по  пути  в  село  протекает  под  высокими  холмами.  Подземное  русло  родника  результат  совместных  усилий   человека  и  природы.  Это  чудо  труда  и природы  имеет  многовековую  историю.  Люди   нашли  оригинальный   способ  проведения  подземного  русла  -  по  одной  диагонали  на расстоянии  5,5-6  метров   прорыли  тринадцать  колодцев.  Глубина  колодцев  доходит  до  6-8  метров.  Они  прорыты  до  естественного  русла  и  соединены  между  собой  подземными  каналами. 

       Чтобы  сохранить  это  историческое  место,  известное  как  своими  великими  предками,  так  и  чудесами,  созданными    природой   и  руками  человека,  государство  выделило  600 мл.  сумов   на  реставрацию  и  улучшение  историко-культурного  наследия  Хужа  Илм  Кони.  Все  восстановительные  и  строительные  работы  должны  закончиться  к  2016  году.  И  этот  исторический  музей  под  небом  вновь  примет  как  паломников,  пришедших  поклонится  праху  святого,  так  и  туристов,  интересующихся  историей. 

Published on Wednesday, 09 April 2014

Loading...