Лангар – земная обитель Бога

Чтобы добраться в эти благословенные места, вам надо покинуть шумный Ташкент и  преодолеть каких-то пятьсот километров. А когда степь сменится горными вершинами, и воздух станет прозрачным, а тишина вокруг — невозможной для городского уха, считайте, что вы на месте. Место назначения — предгорья Кашкадарьи; именно здесь пятьсот лет назад были основаны уникальные архитектурные сооружения — Лангары. По счастливому стечению обстоятельств и силами местных жителей эти культовые места сохранены до наших дней в первозданном виде.

В ХV веке в Средней Азии весьма активным было одно из четырех знаменитых суфийских братств исламского мира – Ишкийа. История Лангаров, обителей суфиев, связана  именно с этим братством, нашедшим свое пристанище в XV – XVII веках в Мавераннахре. Братство жило в строгом аскетизме, было равнодушно к богатству и мирским благам, чисто сердцем и помыслами. Ключевая идея братства Ишкийа — жизнь во имя служения и любви к Аллаху.

«Лангарами» принято называть архитектурно-погребальные комплексы, которых, по разным данным, на территории Узбекистана — от семи до четырнадцати. Но слово «лангар» имеет несколько значений, подчиненных единому смыслу: «якорь», «якорь спасения», «пристань», «приют», «странноприимный дом», «последнее средство спасения», «обитель дервишей», «последняя надежда». В трактовке, прижившейся в наше время, слово «лангар» обозначает «обитель Бога на земле». Существует множество легенд о возникновении Лангара.

«Основатель братства Ишкийа Баба поссорился с амиром Мекки, — оба претендовали на обладание подлинным Кораном Османа. Амир Мекки наслал на семью Баба Ишки холеру, но Баба Ишки спас своего малолетнего сына: спрятал его вместе в Кораном в переметную суму, привязал к верблюду, и отправил в путь. Спустя время, когда у верблюда уже истощился горб, он оказался на том месте, где сегодня стоит Катта Лангар»...

«Один из учеников Мухаммад Садык шейха достиг высокого уровня знаний, и святой сказал: «Мне больше нечему учить тебя: два мудреца, живущие рядом, подобны двум женщинам, готовящим одно блюдо. Потому возьми белого верблюда и ступай за ним. Где он «бросит якорь», там и поставь свой дом, и пусть вокруг него другие люди тоже ставят свои дома и обретут в новых жилищах покой и отдохновение». Ученик так и сделал. Он взял белого верблюда и пошел за ним. Верблюд шел через горы, в таких местах, где верблюды не ходят. Преодолев один из перевалов, он «бросил якорь» – лег на землю. Ученик шейха решил, что место для его жилья найдено, но вдруг земля под верблюдом разверзлась. Верблюд поднялся и пошел дальше. Шейх последовал за ним. Спустя немного времени белый верблюд снова «бросил якорь», и на этом месте построили кишлак Лангар»...

 Немного истории и легенд.

В Ташкенте, в Управлении мусульман Узбекистана хранятся 12 листов Корана Османа ( Мусхаф Османа), так называемые Катта-Лангарские списки,  которых  в 1941 году, как говорят аксакалы,  было 143 листа.

Этот раритет был одной из   священных реликвий братства Ишкийа,  которые основали  свои обители  – два Лангара в Кашкадарьинской области,  в горах  близ Шахрисабза.

Центральная  Азия явила исламскому миру  четыре самых  знаменитых  суфийских  братства, – Кубравийа, Накшбандийа, Йасавийа и Ишкийа.   Именно последнему мы обязаны возникновению Лангаров в  XV – XVII веках на территории Маверранахра. Под разными именами  братство было известно в Турции, в Индии, в Иране, но в Центральной Азии оно называлось по имени  основателя  шейха Абу Йазида аль Ишки, или  Ишкийа Баба.

Он родился в Мекке, в  знатной семье,  и стал признанным  авторитетом  в религиозной среде. Поссорившись с  амиром Мекки,  из-за того, что оба претендовали на обладание подлинным Кораном Османа,  был вынужден бежать, посадив своего маленького сына в переметную суму, закрепленную на верблюде. Туда же  был положен  Коран Османа, волос из бороды Пророка,  четки и рубище Мухаммеда. Верблюд шел долго, неся шейха, его сына и реликвии,  и там,  где он лег, обессиленный, на землю,  шейх избрал местом для  своей обители. Так появился Лангар-ота.

Второе священное  место,  Катта  Лангар,  основал  шейх Мухаммад Садик,  который был мюридом у Ишкийа Бабы. Существует  легенда  о причине расставания  двух шейхов. Обязанностью Мухаммада Садика было подавать воду  шейху, для омовения. Как-то раз, он не смог  нагреть ее, поскольку не было огня, положил  кувшин с водой за пазуху и уснул. Когда он проснулся, вода вскипела.  Шейх Ишкийа сказал ему, что мюрид достиг высшей ступени просветления, и теперь может организовать свой лангар. И вдвоем им в одном месте делать нечего. Отдав ему святыни – Коран Османа и хырку-рубище Пророка, он благословил его в путь, наказав остановиться там, где его верблюд не будет вставать с земли три дня. Верблюд останавливался  два раза, но вставал раньше определенного в три дня срока. В третий раз  место было найдено.

Братство Ишкийа  было ответвлением мистического  братства Тайфурийа, и основой практики были экстатические радения на пути к Богу и  особые ритуальные танцы. Конечная цель – всепоглощающая  любовь к Богу,   и путник ничего и никого не должен слышать  на этом пути. Поэтому для своих практик и упражнений  мистики выбирали  отдаленные места, куда не доносился  шум базара и людские разговоры. Правда, это не мешало  шейху Ишкийа вступать в религиозные споры со своим современником, Бахауддином Накшбанди,  который считал, что  труд  – не помеха просветлению, ведь на свои нужды  Хазрат Бахауддин зарабатывал исключительно своими руками. У шейха Ишкийа  просили заступничества перед Богом, поскольку мистики  имели  духовную связь с ангелами,  -  просили хорошего урожая и удачи в прочих  житейских  делах. До сих пор считается, что дух авлийа (святого) способен  удовлетворить  просьбы.

До сегодняшнего  дня остались суфийские мистические традиции возжигания  огня в чирагдонах (особых  небольших сооружениях),  - конечно же, не одобряемые  исламом, -  сопровождаемые   народными гуляниями и песнопениями.  И по  всему остальному миру  ходят легенды и слухи,  что в Узбекистане есть места огнепоклонников и магов, где творятся  удивительные чудеса.

Удивительные чудеса.

Средний возраст лангарцев – 90 лет. Если это считать чудом, то вот оно, перед вами. Более того,  тут  нет такого понятия, как старость. Вернее молодой период  жизни  лангарцев гораздо длиннее, чем наш. Женщина, родившая  восемь-десять детей, выглядит  гораздо моложе своей городской сверстницы, родившей одного-двух,  здесь даже  древние бабушки удивительно красивы.  Тут  не встретишь старика, опирающегося на посох и еле влачащего свои ноги. В их распоряжении – только народная медицина,  сюда не ступала «нога» скорой помощи. Конечно,  у них есть электричество, но  когда оно отключается,  они, в отличие от нас,  не беспомощны. Можно все это списать на удивительно чистый горный воздух,  и экологически чистые продукты питания,  но, наверное, тут  дело еще и в особой ауре  и в характере   лангарцев. Они философичны, приветливы и дружелюбны. Очень любят гостей, спешат к машинам, чтобы пожать руки, поприветствовать,  и обязательно пригласить  в свой дом – чувствуешь себя долгожданным гостем.

В кишлаках есть дома, которым  пятьсот лет.  Они построены из глины и соломы, саманные домики, – именно такие  постройки в 1966 году во время  землетрясения  в Ташкенте снесло с лица  земли за несколько секунд. Но тут они стоят уже половину  тысячелетия, это ли не чудо? Учитывая, что горная местность, где они находятся,   весьма подвижна. Такое ощущение, что древним были известны принципы поиска  места,  обеспечивающего  устойчивость дома. Если посмотреть на Лангар сверху,  то станет видно, что дома расположены в каком-то, одним лангарцам известном  затейливом порядке.

 В Ата-Лангаре  есть удивительный камень, и если включить воображение, можно увидеть очертания  лежащего верблюда, как будто это природой созданный памятник тому  первому, мекканскому одногорбому верблюду,  привезшему шейха в это святое место. На его вершине есть скала, весом около 80  тонн, но ее можно легко покачать  рукой. Такие образования в горах не редкость, – это затейливая работа ветра и солнца,  но в  этой скале есть отверстие,  в которое, по преданию, может пройти только  чистый душой человек.

 Памятники старины.

Реликварий, особый сундук,  был изготовлен более 130 лет назад,  по приказу Музаффар-хана, эмира Бухары, именно для  хранения Катта Лангарских  реликвий. Очень красивый, богато расписанный, он стоит в Катта Лангаре в усыпальнице шейха Мухаммада Садика, и посмотреть на него может любой желающий.

Сама усыпальница очень  красива,  ее вид на фоне гор  захватывает дух.  Мавзолей удивляет своим необычным готическим архитектурным стилем, – так не похож он на традиционные  постройки.  Тут  захоронены  сам шейх, его сын и Абул Хасан, король Йемена,  ставший  отшельником, и, по  предположениям лангарцев, одна из дочерей Амира Тимура. Вокруг некрополя,  согласно обычной эволюции  суфийской обители, образовался мазаристан, – великая удача и честь  быть похороненным  рядом с шейхом. В этом случае  переход по мосту, «который тоньше конского волоса и не имеет перил»,  будет  гораздо легче.

Интересное:

На склоне горы расположено местное кладбище, на вершине холма расположен мавзолей шейха Мухаммада Содика, построенный в XV веке. В 2007 году мавзолей был отреставрирован. При реконструкции внешние двери мавзолея заменены современными, а внутренние остались нетронутыми. В мавзолее пять могил:
* женщины, предположительно одной из дочерей [[Тамерлан|Амира Тимура]] (по предположениям местных жителей);
* Мухаммад Содика, его могильный камень расписан золотом;
* сына Мухаммад Содика, его могильный камень расписан серебром;
* Абух-Хасана, шейха Йемена, который отрёкся от правления и стал отшельником.

Шпиль мавзолея украшен четырьмя шарами, такой шпиль устанавливается только над усыпальницей великого суфия (кроме усыпальницы в Лангаре, такой же шпиль только над мавзолеем [[Джалаладдин Руми|Джалаладдина Руми]]). Каждый из шаров обозначает ступени просветления:
# шариат,  изучение заветов и ревностное их исполнение. Только строго соблюдение законов позволит будущему суфию, развить в себе способность познания мира, как материального воплощения божественного.
# тарикат, истое стремление к совершенству, посвящение всего себя  служению этой цели.
# маарифат, сверхчувственное постижение единства Вселенной в Боге, познание духом и сердцем совершенства, понятий добра и зла
# хакикат, постижение высшей истины, слияние сознанием с Богом, саморастворение в божественном - высшая точка пути и совершенства. 

По преданию, если загадать желание и обойти три раза вокруг мавзолея, желание сбудется.

Вокруг мавзолея находятся могилы более чем трёхсот суфиев, учеников и последователей Мухаммада Содика. В мавзолее хранились 7 страниц из [[Коран Усмана|Корана Усмана]], в настоящее время они перевезены в [[Ташкент]], в институт востоковедения.

В Катта Лангаре так же  до сих  пор функционирует мечеть ориентировочно XVI века, основанная  Мухаммад Садиком.  Одна из ее колон изготовлена из хлопкового дерева, – по преданию, мастерам не хватило одной колонны и они приуныли. Тогда пир Садик прикоснулся к хлопковому кусту, из которого тут же появилось дерево, оно и было пущено на колонну. На ней наклонная круговая резьба. Даже в современных  автоматизированных условиях высчитать  шаг и ровность такого узора  очень трудно…

В Лангар ате  Катта мечети (Ак мечеть) тоже  больше пятисот лет. Во времена Советской власти старики собирали деньги, чтобы выкупить ее у государства и не дать разрушить. Снаружи она ничем не приметна,  а внутри ее потолок украшен роскошной нереставрированной  росписью.  С ее айвана отрывается  очень красивый вид на кишлак, – плоские крыши, позолоченные солнцем…

Напротив  священного камня-верблюда  находится  зиёратгохи – мавзолей шейха Ишкийа и  его обитель. К ней ведет очень длинная  лестница,  лестница в небо, пока  заберешься наверх,  все ненужные мысли из головы выветриваются, и до мавзолея  добираешься  пустым, как высушенный на солнце кувшин. Усыпальница шейха скромна и величественна  одновременно,  на  вершине холма  – идеальное  место для медитации.

Жизнь памятников продолжается, и  местные жители  трепетно  хранят их и ухаживают за ними. Тут даже солнце  другого цвета – не белое и не желтое, а какое то  розовато-золотистое.  Наверное, пришло время пристального внимания к этим удивительным  каменным свидетелям  духовной  жизни  наших предков. И не только со стороны ученых, востоковедов и ориенталистов, – но и со стороны обычных людей, нуждающихся в душевном равновесии  и  желающих почерпнуть сил,  щедро разлитых  в этом благословенном месте. Лангарцы ждут гостей, и радуются,  когда  к их святыням проявляют  интерес.  Духовность и чистота  не имеет пределов,   её хватит на всех…

Интересное

Большинство погребённых на кладбище Лангара умерли в преклонном возрасте - более 80-90 лет. Несколько могил принадлежат людям, чей жизненный путь прервался в возрасте более ста лет. Например, Табиб момо родилась в 1900 году, а умерла в 2006.

Карта

Loading...