Трудная жизнь театра "Мулокат"

Немаловажным событием стала реорганизация в 1986 году Театрального общества Узбекистана в Союз театральных деятелей. Последовавшее за этим оживление театральной жизни- результат энергичных действий руководства Союза во главе с народной артисткой СССР Б. Кариевой, а также развития процессов демократизации и гласности.

Один за другим проводятся республиканские и региональные смотры, конкурсы, фестивали, где выявляются новые тенденции, новые имена и коллективы. Происходило сгущение театрального "бульона", питательной среды, в которой зародились такие театры - студии, как "Мулокот", а затем "Эски Масчид" в Карши, "Дард" в Ташкенте, "Истикбол" в Андижане. Венцом и последним крупным театральным событием стал международный фестиваль "Восток-Запад".

В бурном потоке газетно-журнальной критики тех лет, ниспровергавшей все и вся, статьи в рецензии К. Артыкова отличаются конструктивностью. Он пишет на разные темы - о театральных фестивалях, о необходимости реформ на телевидении, о новых спектаклях и кинофильмах.

И что в данном случае для нас очень важно, одним из первых начинает писать о проблемах театральных студий. Важно потому, что К.Артыков стоял у истоков и непосредственно участвовал в организации каршинских студий "Мулокот" и "Эски Масчид". В качестве кого? Сегодня бы сказали в качестве куратора - понятие из современной арт критики, когда искусствовед не только анализирует результат, но активно участвует в творческом процессе от замысла до экспозиции. Таким куратором и был К.Артыков в древнем городе Карши при рождении двух театров-студий, без которых уже трудно представить современный узбекский театр. Способность к генерированию плодотворных творческих идей он сохраняет по сей день, как и особый дар распознания молодого таланта.

ТРУДНАЯ ЖИЗНЬ ТЕАТРА "МУЛОКАТ"

В двух словах о создании театра-студии "Мулокат". Группа актеров во главе с бывшим главным режиссером Кашкадарьинского облмуздрамтеатра Абдурахманом Абдуназаровым ушла из театра и образовала студию. 

Для тех, кто далек от жизни театров и от их каждодневной практики, - несколько эпизодов из будней театра "Мулокат". Администратор театра, он же один из актеров студии, назначает сбор в 14.00. Маленький автобус, ежедневная оплата которого обходится студии в немалую сумму, повезет их в далекий кишлак Кашкадарьинской области. Пока, потому что хозяева автобуса грозятся повысить цену услуг. А читателю хочется напомнить, что на дворе - август, место действия -Каршинская степь. Жара. (А зимой - холод). За автобусами с актерами потянется машина с декорациями. Машину эту ведет тоже актер - исполнитель одной из главных ролей предстоящего спектакля. 

Добирается "кортеж" до места назначения к вечеру. Спектакль начнется в 22.00. А пока - площадка. Ни сцены, ни софитов, ни крыши над головой.

Актеры надевают рабочие халаты и начинают строить декорации, рассчитанные на стационар, на сценическую площадку. В то время, как у государственных театров есть и "выездные" варианты спектаклей, и соответствующие декорации. Для театра "Мулокат" - этот вопрос принципиальный. Театр-студия стремится показать своему зрителю полнокровный спектакль, а не его эрзац для выезда.

Надо, видимо, сказать и то, что администрация принимающей стороны тоже стремится как-то помочь театру. Всегда польют площадку, и повесят в двух-трех местах сильные лампы. Вскоре и народ начнут подвозить на тракторах.

Про театр "Мулокат" в Кашкадарьинской области идет хорошая молва. Спектакль "Железная женщина" в постановке этого театра местными жителями иначе как отражение собственной жизни и не воспринимается. На "сцене" тот же быт, тот же очаг и тот же тандыр. И даже еда попахивает соляркой. Но это дело привычное. В героях же они узнают своих односельчан. В каждом селе есть свой тракторист Кучкар. И весь круг невеселых проблем, о которых расскажет спектакль, увы, до боли знаком каждому, кто сидит сейчас теплой степной ночью на земле, и перед ним в трех шагах актеры разыгрывают его же собственную историю.

Это и удивительно. И на этой далекой колхозной "театральной" площадке происходит то, что не может произойти ни в одном театре-дворце (к слову лишь скажем, что они есть чуть ли не в каждом областном центре и, как правило, пустуют), происходит то, ради чего и живо великое искусство театра. Зритель буквально с ног валится от смеха, потешаясь над неуклюжими попытками Кучкара "соблазнить" Аломат и с Кучкаром же постигает сквозь смех и слезы простые и человечные истины. Увидев себя как в зеркале, сопереживая происходящему, с наивным и замечательным пристрастием зритель постигает Истину. Истину человечности...

Заканчивается спектакль. Гремя мотоциклами, отъезжают бравые сельские парни. С криком и шумом зрители рассаживаются по тракторам. В столбах пыли стоят кажущиеся заброшенными декорации. В потемках "кулис" актеры снимают грим...

Иногда очевидцу этого спектакля театра "Мулокат", начинает казаться, что все это происходит не сейчас, накануне двадцать первого века, а в те давние, "ликбезовские" годы страны. Настолько далека реальность нашей культуры на селе от стерео, видео, компьютерных перспектив.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕАТРЫ КАШКАДАРЬИ

Зрительные залы современных театров, с отличной  акустикой вмещают в себя тысячи зрителей. Сцена, артистические уборные,  репетиционные помещения оборудованы по последнему слову театральной техники.  Нормальная постоянная температура в помещениях и залах театра поддерживается  системой кондиционирования, что особенно важно в условиях жаркого климата  Узбекистана. Репертуары театров включают такие высокие образцы мировой  классики, как «Бахчисарайский фонтан», «Жизель»,  узбекские постановки «Тахир и Зухра»,  «Проделки Майсары», а также большое множество современных постановок.

 

Кашкадарьинский областной театр кукол
г. Карши, просп. Мустакиллик, 26
(375) 32900, 32901, 32440 


Кашкадарьинский областной музыкально-драматический театр им. Мулла Туйчи Ташмухамедова
г. Карши, просп. Мустакиллик, 26
(375)2275407

 

Карта

Loading...