Каракулеводство арабов Джейнау

Достоверно известно, что группа арабов появилась в Кашкадарьинской степи в районе нынешнего кишлака Джейнау не позже XIV-XV вв., и факт прихода ее из Афганистана является достоверным.

Будучи по своей природе кочевниками, вначале своего пребывания в Кашкадарьинской степи они занимались исключительно разведением особой породы каракульских овец, приведенных с собой из Афганистана, и даже сегодня в Джейнау разводят породу чистокровных каракульских овец, происходящую, как считают местные жители, именно из Афганистана.

Со слов местных специалистов, до настоящего времени афганские сорта каракуля очень похожи на Джейнавские. Арабы называют эту породу овец «араби». «Слово же “каракуль” (которое в данном случае можно считать синонимом “араби”) некоторые производят от имени оазиса и города Каракуль в Бухаре, другие — от озера Каракуль, третьи производят это слово от ассирийского “кара-гюль”, что означает “черная роза”». Это хорошо согласуется с тем, что в настоящее время в каракулеводстве укоренились названия овец в связи с цветом получаемых от них смушек. Специалисты различают: «араби» — черные, «ширази» — серые, «комбар» — рыжие, коричневые и бурые, «сур» — золотистые или серебристые.

На протяжении столетий овцеводство было для арабов Джейнау основой домашнего хозяйства и экономики. В 1820 г. Мейендорф писал о местных арабах, что «это они главным образом доставляют для торговли знаменитые шкурки выкинутых ягнят». В 1843 г. Н. Ханыков подтвердил заметки Мейендорфа, отметив, что «главная промышленность их [арабов] состоит в разведении баранов, большая часть мерлушек, как серых, так и черных, доставляются ими на базары Ханства».

Кроме знаменитых каракульских шкурок (смушек), арабы получали и получают от своих овец и большое количество прекрасной шерсти, необходимой для другого традиционного занятия — производства паласов, а мясо и молоко местных овец и сегодня являются основой белкового питания арабов Джейнау. Именно поэтому до настоящего времени на уровне отдельных хозяйств разведение каракульских овец играет значительную роль. Вообще каракульская овца считается очень доходной по сравнению с другими породами овец. Арабы научились использовать практически все, что эта овца может дать, даже овечий помет — им могут топить тандыр.

В 1956 г., когда К.Л. Задыхина с отрядом Южно-Узбекской экспедиции посетила Кашкадарьинскую область, она имела возможность записать рассказ одного из местных жителей, который с гордостью говорил о том, что «в начале ХХ в. в кишлаке Джейнау большим баем (кабба-бай) был Махмонати. Он имел 2,5–3 тыс. каракулевых овец, 100-150 верблюдов и 40-45 лошадей. Махмонати торговал каракулем и был очень богатым человеком.  

Кроме того, во время уборки урожая, когда зерно дешевело, он скупал на 2–3 тысячи [тенег] зерна, а потом, когда оно дорожало, бай его продавал. Батраками у этого бая работало больше 50 человек. В 1932 г., при раскулачивании, имущество этого бая — лошадей, верблюдов и овец — передали беднякам, каракулевых шкурок и хороших шуб у Махмонати реквизировали целую машину». По этой записи можно составить представление о внушительных размерах отар, выпасавшихся на просторах Кашкадарьинской степи.

Однако в течение ХХ в. под влиянием многих факторов овцеводство утратило свои лидирующие позиции в экономике региона. В первую очередь это связано с большим развитием хлопководства. В 50-60-х годах ХХ в. в связи с постройкой оросительных каналов значительные земли и силы были оторваны на производство хлопка. Наступление людей на степи, т.е. на места выпаса отар, продолжается до настоящего времени. В прошлом в летний период отары откочевывали на большие расстояния от кишлака. У нас имеются данные, что в засушливые годы баи Джейнау перегоняли свои отары на выпас в Гиссарское бекство. В настоящее время выпас происходит в относительной близости от селения. 

За многие века у арабов Джейнау сложилась целая система знания о разведении ценной породы овец, ориентированная на получение высококачественной шерсти и дорогостоящих шкурок. Этнографические описания в литературе, личные наблюдения автора, интервью с ныне работающими чабанами и специалистами сельского хозяйства дают возможность составить довольно полное представление о традиционном способе разведении овец в Джейнау.

Значение овцеводства в жизни мусульман-скотоводов столь велико, что овца стала неотъемлемым «участником» важнейших ритуалов. Она является одним из главнейших объектов жертвоприношения.

В глубокую древность уходит своими корнями самый большой праздник мусульман Курбан-байрам — праздник жертвоприношения Единому Создателю. В этот праздник мусульмане воздают хвалу Аллаху, сохранившему жизнь Исмаилу, к которому восходит родословная Мухаммеда. Из всех видов животных в жертвуможно приносить верблюдов, коров, буйволов, овец и коз. Чаще всего в качестве жертвы выступают бараны.

Во многих мусульманских городах и селениях в течение всего года откармливают баранов, предлагая их на продажу к празднику. Мясо убитых жертвенных животных делится на три части, одну из которых, согласно закону, нужно отдать бедным, из другой приготовить угощение для друзей и родственников,
а третью можно оставить себе.

В случае болезни человека в Джейнау также устраивалось жертвоприношение. Какое-либо животное (чаще всего овцу) три раза обводили вокруг сидящего больного, затем животное резали, варили мясо и раздавали людям, чтобы они ели с добрыми пожеланиями: «Пусть больной выздоровеет! Пусть жертва будет принята!» . И до настоящего времени в Джейнау существует обычай приносить жертву во время закладки нового дома. По словам информанта (в 2007 г.), при начале строительства дома на участке обязательно нужно принести в жертву барана, чтобы его кровь окропила место будущего дома, а мясо сварить и разделить между строителями, друзьями, соседями.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод о большой роли каракульской овцы в жизни арабов и о том, что на протяжении столетий арабы разработали профессиональную систему знаний о ее разведении. Именно арабскому влиянию, по мнению И.Н. Винникова, следует в значительной степени приписывать широкое развитие у народов Средней Азии (и в Кашкадарьинской степи в частности) каракулеводства. 

Арабы — прекрасные пастухи, и, несмотря на сокращающиеся площади для выпаса, исчезновение степных колодцев и необходимость поить животных из коллекторов, в которые попадают воды с хлопковых полей, иногда загрязненные химикатами, овцеводство все еще продолжает оставаться одним из основных традиционных занятий арабов Джейнау. Это источник продуктов питания и одна из главных отраслей экономики арабов Джейнау.

Карта

Loading...