Народный эпос

Значительное место в музыкально-поэтическом наследии узбекского народа занимает народный эпос - дастаны, который также является основным жанром изустно-профессионального творчества. Сформировавшихся в далеком прошлом в среде кочевых туркоязычных племен на основе мифов, легенд, народных сказок, исторических и легендарных песнопений, дастаны прошли огромный исторический путь развития.

Народный эпос - великое культурное достояние узбеков, оно живет и плодоносит поныне. Причины вековой жизнестойкости эпоса обусловлены устойчивостью и гибкостью социально - психологических традиций / соответствующей среды, мировосприятия, нравственного здоровья/. Содержание и форма дастанов основаны на традициях, сложившихся в течение веков; в широком плане они рассказывают о героизме, любви и быте народа. 

Отсюда и масштабность дастана. В создании дастанов видная роль принадлежит вышедшим из народа певцам-сказителям - бахши, дастанчи, шаир, жырау, которые являются профессиональными исполнителями, владеющими искусством рассказчика-декламатора, поэта-импровизатора, певца-музыканта. Наибольшей популярностью среди народа пользуются героико-богатырские /"Алпамыш", "Гороглы", при этом последний объединяет более 100 дастанов/ и романтические дастаны /"Тахир и Зухра", "фархад и Ширин", "Гариб и Шахсенем" и др./. В 1999 году в Узбекистане и далеко за ее пределами отмечалось 1000-летие дастана "Алпамыш", в Термезе прошли большие торжества и Международная научная конференция.

Сооружен памятник в Термезе, В Узбекистане сложились своеобразные исполнительские школы, отличающиеся тематикой и формой дастанов, манерой исполнения и составом исполнителей. В Самаркандской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской области дастаны исполняются в сопровождении домбры при речитативно-гортаной манере пения. В Хорезме - в сопровождении ансамбля /дутар, гиджак, буламан или дутар, гиджак/ при песенной манере, при этом в каждом да стане используются от 15 до 36 напевов. В данном регионе дастаны также исполняются женщинами-халфа при сопровождении гармоники и дойры. В Каракалпакии, где дастаны также пользуются большой популярностью бытуют две школы - баксы /при сопровождении на дутаре и гиджаке/ и жырау / при сопровождении на кобузе/. Начиная с 1977 года в республике проводятся конкурсы исполнителей-бахши. Имена Бола бахши Абдуллаева, Худайбергена Утегенова, Кадыр бахши Рахимова, Зиядуллы Исламова, Шоберди Болтаева и др. известны далеко за пределами республики. В целях поощрения народных сказителей в республике учреждено почетное звание "Народный бахши Узбекистана".

Фольклор

Многокрасочно, богато и самобытно устное творчество узбекского народа. Своими корнями оно уходит в глубокую древность, переплетаясь с устной поэзией других народов Востока, с которыми узбекский народ был связан общими историческими судьбами в течение многих столетий.

Узбекский народ имеет древнюю письменность. Однако устная поэтическая традиция вплоть до 20 в. оставалась единственной формой художественного слова. Многие произведения узбекской классической литературы доходили до народа лишь в устной передаче и поэтому в зависимости от этнической и культурной специфики отдельных районов подвергались изменениям.
В устном творчестве узбеков встречаются различные жанры: меткие и остроумные пословицы и поговорки, чарующие сказки, полные юмора и сатиры анекдоты, задушевные лирические песни. Каждый из этих жанров имеет свои исторические традиции.

Как свидетельствуют исторические источники, у народов, населявших территорию нынешнего Узбекистана, уже в IV-V веке до н. э. существовало богатое устное поэтическое творчество, отголоски которого сохранились в некоторых произведениях фольклора современных народов Средней Азии, в том числе и узбеков. Так, в узбекских эпических сказаниях-дастанах встречаются элементы, связанные с эпосом древних сако-массагетских племен; сюжет узбекского эпоса “Айсулу” очевидно восходит к событиям VI в. до н. э.-борьбе героини массагетов Томирис против персидского завоевателя царя Кира; отдельные эпизоды сказания о Томирис имеются также в узбекском дастане “Рахиа и Сухангуль”, записанном в 1928 г. от известного народного сказителя Фазыла Юлдаш-оглы.

Так, хорошо известен сакский эпос, записанный еще в IV в. современником Александра Македонского Харесом Митиленским, о Зариандре-правителе стран, простиравшихся от Каспийского моря до Танаиса (Сыр-Дарьи), и о его любви к сакской царевне Одатиде.

Вошедшие в древнюю часть Авесты эпизоды сражения героя с опустошающим страну чудовищем-драконом Ажиже нашли отражение в некоторых узбекских дастанах. Из глубокой древности, вероятно, из цикла сакских преданий, вошел в узбекский эпос образ героя Рустама, воплотившего в сознании народа черты безграничной смелости и высокого благородства. Как показали изыскания В. В. Бартольда, автор бессмертного “Шах-наме” Фирдоуси сам ссылается на использование им эпических материалов, собранных для него одним дехканом из Чача (Ташкент), где обитали согды и саки. Истоки многих узбекских эпосов, в частности дастана “Ширин и Шакар” восходят к легендам о герое Сиявуше, авестийском Сияваршане, бежавшем от преследовании своей мачехи, совершившем ряд подвигов и погибшем на чужбине. Как показали археологические исследования последних лет, этот образ ярко отражен также в памятниках изобразительного искусства Узбекистана. О бытовании песен, посвященных Сиявушу, в средневековой Бухаре пишет автор Х века Наршахи.

Образ Сиявуша тесно связан с образом туранского легендарного героя Афрасиаба, имя которого до сих пор сохранилось в наименовании городища древнего Самарканда. Цикл преданий о популярном в фольклоре узбеков Афрасиабе, именовавшимся также Алп-Артунгом, зафиксирован в тюркоязычных письменных источниках XI в.; о нем имеются упоминания в словаре знаменитого филолога Махмуда Кашгарского “Диван лугат ат-тюрк” и в “Кутадгу билик” Юсуфа Баласагунского. До сих пор бытуют в узбекском фольклоре и некоторые пословицы и поговорки, записанные Махмудом Кашгарским в его “Словаре тюркских наречий”.
Большой любовью пользуются в народе анекдоты о Насреддине Афанди, разоблачающем ханов, баев, представителей духовенства.

Во всех фольклорных жанрах ярко отражены быт и культура узбекского народа, его мысли и чаяния, идеи свободы, братства, борьбы добра со злом, идеи патриотизма.

Карта

Loading...