Музыка

На территории Узбекистана с древнейших времен складывались, расцветали и приходили в упадок различные цивилизации, оставившие глубокий след в истории мировой культуры. 

Что касается музыкального и театрального искусства, то оно так же имеет глубокие корни, уходящие в древние века и рождённые в гуще многонационального народа Средней Азии. Ещё в эпоху саманидов (IX-X в.в.), большое развитие получают представления канатоходцев, ходулеходцев, народных комиков острословов. Они в чём-то напоминают современные эстрадно-цирковые представления. Наиболее ярко эти тенденции проявились в творчестве актёров театра масхарабозов. 

О давних музыкальных традициях нам повествуют и памятники изобразительного искусства относящиеся к культуре Кушанского периода на которых изображены музыканты. Один из них представлен на фризе со струнным арфообразным инструментом в руках, другой с духовым, похожим на флейту, а третий с двухсторонним барабаном продолговатой формы. Из этого можно заключить, что кушанцы и согдианцы знали основные типы инструментов и использовали их как соло, так и в ансамбле. 

В X-ом веке, в Средней Азии происходит своего рода "эпоха возрождения". Заключается она в том, что Саманидские города: Самарканд, Бухара, Герат, Гурганж и другие, становятся ведущими научными и культурными центрами. Возрождаются местные традиции во всех областях науки, литературы и искусства. Создается огромное количество научных и медицинских трактатов, большое значение приобретают и трактаты по музыке Фараби, Ибн-Сины, Хорезми и Фахруддина Ар-Рази, ставшие составной частью в европейской музыкально-теоретической науке, получившей блестящее развитие в последующей эпохе. Огромную роль в развитии культуры Узбекистана во второй половине XIX-го столетия имело присоединение Туркестана к России. 
Приехавшие из России русские и чешские музыканты создают музыкальные кружки, хоровые общества, симфонические оркестры и частные музыкальные школы. В то же время предпринимаются попытки первых записей на ноты народных мелодий Туркестана. 

Большое значение имели образованные в 1882-ом году, в Ташкенте "Музыкальное общество" и через четыре года "Кружок любителей хорового пения" под названием "Лира". Музыкальным руководителем обоих обществ становится чешский музыкант В.В. Лейсик, оставшийся жить в Ташкенте и очень много сделавший для развития музыкального искусства дореволюционного Туркестана и первых десятилетий советского Узбекистана. 

Музыкальные общества занимаются большой просветительской деятельностью, устраиваются любительские спектакли, проводятся концерты, а сам В.В. Лейсик, опираясь на помощь местных музыкантов, записывает их интерпретации народных песен, которые обрабатывает для духовых оркестров. Так впервые национальный фольклор начал звучать в исполнении европейских музыкантов на концертной эстраде. Тем самым была заложена основа для дальнейшего развития музыкального искусства Узбекистана.

Традиционная инструментальная музыка

Узбекская традиционная музыка имеет древние истоки. Сведения о ее античном и средневековом периодах развития дают терракотовые статуэтки, настенные росписи, книжная миниатюра. В процессе своего развития инструментальная музыка пережила различные исторические этапы, в результате был выработан и усовершенствован особый стиль и закономерности творчества, необходимые нравственные ценности, основанные на национальном наследии и традициях.

Жанры традиционной инструментальной музыки и её структура также формировались в течение столетий на свадебных и других обрядах, народных гуляниях и праздниках. Она бытует в сольном и в ансамблевом исполнительстве, соответственно из числа однотипных (сольном) и разнотипных (ансамблевом) музыкальных инструментов с традиционными названиями, таких как: дуторчилар ансамбли, доирачилар ансамли, кул созчилар ансамбли, карнай-сурнай ансамбли, макомчилар ансамбли и отличающий от “макомчилар ансамбли” по репертуару и по не стабильностью состава инструментов - “узбек халк чолгу ансамли”.

Благодаря исполнительским возможностям музыкальных инструментов, инструментальная музыка имеет широкую звуковую палитру и красочно-выразительные средства и по сей день сохраняет всю разновидность этого жанра; индивидуальность и локальность исполнительских стилей, а также традиционно сложившиеся половозрастные социально-функциональные атрибуции национального инструментального исполнительства. Её отличает способность к преодолению этнических и временных рамок. Она органично впитывает в себя воздержавшие проверку временем образы музыки бесписьменной традиции.

Примечательными в узбекской инструментальной музыке являются инструментальные части макомов - “мушкилот” и другие циклические произведения канонического направления, отличающиеся совершенством формы, сложностью исполнения и художественным уровнем. Она отличается мелодичностью, орнаментальностью, ритмической оснащенностью, тембровой насыщенностью, комбинированностью ритмических усилий и оригинальностью интонационной природы.

Наряду с традиционной инструментальной музыкой, в конце 30-х годов прошлого столетия формировался принципиально новая исполнительская культура, имеющая европейскую ориентацию с характерными стилевыми, жанровыми и исполнительскими чертами. В результате чего образовался особая разновидность музыки письменной традиции, со своим репертуаром, типом ансамбля и кругом слушателей.

В последние полутора десятилетия в ансамблевом исполнительстве наблюдается очередное новое направление (течение) импровизационного характера, отличающиеся от канонической по структуре мелодики, ритмики и их тонированием. Творческая деятельность создателей этого направления ориентирована на новые поиски интонационного воплощения мелодического материала путем бадиха (импровизация), удобной даже слушателям вне традиционного восприятия; благодаря оригинальности композиции и интонационной логики. Она способствовала, с одной стороны расширению жанровой, исполнительской границы, с другой определила и общую динамику инструментальной музыки, его качественного развития, как новое явление. Словом, складывается новая система соответствующей звуковому идеалу времени, полностью удовлетворяющий потребность народа. На сегодняшний день наблюдается интенсивный подъем традиционной инструментальной музыки, который со своей содержательностью продолжает отражать образ жизни, в контексте функционирования системы быта и культуры узбекской нации. Традиции ансамблевого исполнительства получили большое развитие в Узбекистане. На базе реконструкции народных инструментов созданы народные многоголосые оркестры и многоголосые ансамбли однотипных инструментов: ансамбль дутаров, ансамбль чангов и др. Народные оркестры и ансамбли, как традиционные, так и нового типа, многоголосые, существуют сейчас повсеместно.

Обширную область музыкального наследия узбекского народа составляют лирические песни. Многие из них до сих пор живут в быту народа. Лирическая тематика находит отражение в различных народно-песенных жанрах: в простых куплетных песнях (куйшик), в развитых песнях крупной формы, характеризуемых широтой диапазона, распевностью, плавностью мелодического движения (ашула), в песнях жанра катта, ашула, отличающихся мелодикой декламационного характера и своеобразной манерой исполнения - певцы держат в руках тарелки или подносы, регулируя ими направление звука. Катта ашула исполняются без инструментального сопровождения, тогда как для большинства других песенных жанров характерно участие одного или нескольких народных инструментов.

Современные музыкальные инструменты узбекского народа состоят из трех больших групп. Группа струнных инструментов состоит из струнно-смычковых (еижжак, кубиз, сато), струннощипковых (дутор, танбур, думбара, рубоб) и струнноударных (чанг)', группа духовых - из деревянных духовых (най, сурнйй, куш-най, балабан) и медных духовых (варкий); в группу ударных входит дойра (бубен), ногора (литавры), сафоил (две палочки с металлическими кольцами), айроц, цошщ (кастаньеты). Музыканты, играющие на разных инструментах, объединяются в ансамбли. Ансамбли, выступающие на улицах и площадях, включают инструменты с сильным звуком (духовые и ударные). Другие ансамбли сопровождают выступления певцов. В них преобладают инструменты с более тихим и мягким звуком (различные струнные инструменты, к которым присоединяются най-флейта и дойра).

 

Карта

Loading...