Традиционный танец

Истоки танцевального искусства узбекского народа уходят в глубокую древность. Среди петроглифов - изображений, найденных в ущелье Зараутсай Сурхандарьинского вилоята, стоянках Суратеай и Саймалиташ Ферганы, гротах Илонсай и Аксай, близ Самарканда находятся сюжеты, рассказывающие о плясках древних людей/ устраиваемых ими до и после охоты. Затем появляются пляски, связанные с тотемизмом/анимизмом и магией - древнейшими верованиями. В процессе образования первых государственных объединений/ развития городской культуры пляски и ритмические пантомимы превращаются в сложное танцевальное искусство, приобретая множество видов, жанров и циклов.

Танец входит во все сферы общества и человеческой жизни, становится неотъемлемой частью календарных и других праздников, религиозных действ, народных обрядов.

На протяжении веков благодаря усилиям народных балетмейстеров (голиб), профессиональных танцоров и танцовщиц (раккос, раккоса) и любителей (уйинчи) танец в своей сложной структуре передавали" от поколения к поколению. Поэтому в танцевальном искусстве узбекского народа ХIХ-ХХ веков удивительным образом осуществуют ритмические пантомимы, подражательные/ иллюстративные, бытовые танцы, танцы с предметами, цирковые танцы с танцами более сложной формы и более глубокого эстетического содержания, как, например, "Катта уйин" (Фергана), "Мавриги" (Бухара) и "Лазги" (Хорезм). Если добавить к этому еще и танцы, исполняемые на мелодии классической музыки маком, то становится очевидной вся разнообразная и сложная танцевальная панорама. Отсюда - и сложность классификации узбекских танцев. Однако всю эту сложную систему танцев XIX века можно разделить на две части: народные танцы (халк уйинлари) и народно-профессиональный танец (малакали раке).

Следует особо отметить, что в традиционном танце данного периода отчетливо выделяются ферганский, бухарский и хорезмский локальные стили.

В начале XX века по инициативе выдающихся танцоров Хамдамхон Хайдаралиева, Макайлика (Мухаммаджона) и других народный и народно-профессиональный танцы начинают демонстрироваться на сцене. Так закладывается фундамент для зарождения нового вида узбекского танцевального искусства, каким является народно-сценический танец.

Настоящего, научно обоснованного развития народно-сценический танец получает на базе этнографического ансамбля (1926-1929) и музыкального театра (1929-1939), возглавляемого Мухиддином Кары-Якубовым. Знаток танца, дойрист Уста Олим Камилов, танцовщицы Тамара-ханум/ Мукаррам Тургунбаева, Гавхар Рахимова, Розия Каримова и многие другие внесли огромный вклад в развитие народно-сценического танца. Уста Олим Камилов и Тамара-ханум создали учебное пособие "Дойра даре" - свод основных ритмов - усулей, отбиваемых на дойре. Много сделали для развития народно-сценического танца Юсуфджан Шакарджанов, Али Ардобус Ибрагимов, Исахар Окилов, Маргарита Окилова, Елизавета Петросова и многие другие.

Но особенно велика заслуга Мукаррам Тургунбаевой, создателя и руководителя прославленного ансамбля народного танца "Бахор". В целях дальнейшего развития народно-сценического танца создаются государственные ансамбли "Шодлик", "Лазги", Зарафшон", предназначенные для пропаганды локальных стилей традиционного танца. В 1988 году начал свою деятельность национальный театр танца "Тановар" со спектаклем "Севги нидоси" ("Голос любви" на основе поэмы Навои "Семь планет").

Художественный руководитель и балетмейстер театра Ю.Исматова опирается в постановках спектаклей на богатстве народной танцевальной культуры и творчестве современных композиторов. Уже создано около десяти танцевальных спектаклей/ свидетельствующих о положительных результатах данного опыта. 8 января 1997 года был издан Указ Президента Республики Узбекистан И.Каримова "О развитии национального танца и хореографии в Узбекистане" и принято специальное Постановление Кабинета Министров от 25 февраля с.г. по его практической реализации. На этой основе создано творческое объединение "Узбекракс" имени М.Тургунбаевой/ а на базе Ташкентского Хореографического училища - Высшая школа национального танца и хореографии. В состав "Узбекракса" вошли республиканские ансамбли "Бахор"/ "Зарафшон", "Лазги", "Тановар", каракалпакский ансамбль "Айкулаш", а также "Сумалак" (Андижан), "Лола" (Бухара), "Гулираъно" (Джизак), "Момогул" (Кашкадарья), "Навоий наволари", "Наманган гуллари", "Самарканд бахори", "Бойсун" (Сурхандарья), "Шалола" (Ташкентский вилоят) и др. "Узбекракс" и его ансамбли пытаются сохранить богатое танцевальное наследие и развивать в новых условиях. Проводятся ежегодные танцевальные фестивали, выявляются лучшие исполнители и балетмейстеры/ награждаются они премиями имени М.Тургунбаевой и ценными подарками.

Карта

Loading...